Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова
12 май 2015
2045
0

РЕАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА

РЕАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА

 

 Абишев Н.А. – д.п.н, профессор Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова

Абишев Д.Н. – доцент, директор Департамента научно-исследовательской работы и международных отношений КазАСТ

 

Резюме. Аталған зерттеудің жоғары мектепте кредиттік оқыту жүйесін жүзеге асырылуының теориялық негіздеудеудегі мәні.

Резюме. Суть данного исследования в теоретическом обоснований реализации кредитной системы обучения в высшей школе.

Abstrct.  The meaning of the research is the theoretical basis and realization of credit system in high educational school.

Ключевые слова: обучение, кредитная система, образование, высшая школа, технология обучения, педагоическая ценность, общественный институт.

 

          Вопрос об использовании зарубежного опыта в области образования и воспитания в области образования в научной литературе серьезно ставится со времен Д.К.Ушинского, что само по себе уже говорит об особой его  сложности для теории и практики развития школы. Ученые С.П.Титович и Ю.С.Алферов считают, что «…как общественный институт школа выполняет фундаментальную функцию передачи социального опыта. Поэтому сопоставительная оценка уровня развития систем образования, принципов и организационных структур управления в различных странах требует обязательного учета национально-исторических и социально-экономических особенностей их развития, степени педагогизации общества и понимания им своего  долга по отношению к будущим поколениям» [ 1, С.3].   

       Формальный переход к образовательной кредитной системе  высшей школы Казахстана, «системе менеджмента качества»  связан на наш взгляд с субъективными  факторами, то есть речь идет о не сформировавщемся  динамическом стереотипе у профессорско-преподавательском составе, как  закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво  повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные  действия без значительного напряжения сознания, под которой мы понимаем кредитную систему обучения.

Следует отметить, мнение профессора Б.Саймона, что «… опыт показывает, что введение новой системы образования, олицетворяющей уже новые ценности и призванной решать иные задачи, связанные с перспективой осуществления всеобщего среднего образования, неизбежно оказывается делом чрезвычайно сложным, а подчас болезненным, поскольку происходит ломка  глубоко укоренившихся, привычных интересов» [ 2, С.31].   

Возможно в данном случае речь идет об одной задаче философии образования как приобщение преподавателей к пониманию и принятию чужой культуры, под которой мы понимаем кредитную систему обучения.

       По мнению известного российского философа М.Бахтина, казахстанского М.Ш.Хасанова  и др. культура лежит на границах, то есть это надо понимать в том смысле, что внутри самой себя она не осознается. Только в процессе взаимодействия, встрече, диалоге различных культур становятся взаимными и понятными основания и специфические особенности собственной культуры. Поэтому преподаватель может принимать и понимать иные культурные ценности и ориентиры, способен к компромиссу и консенсусу, понимать ценность собственной и чужой независимости [ 3, С.13].  Еще более радикально мнение профессора Н.Н.Пахомова в данном аспекте, «… человечество в считанные  десятилетия совершило поворот к новому новаторскому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным стало не  усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, которых ранее не существовало»  [ 4, С.10]. В подтверждение сказанного  звучит мысль профессора М.В. Булановой-Топоркой  что,  «… все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества  посредством чисто экономического роста и увеличение  технического могущества, а также  то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется  уровнем культуры и мудрости человека » [ 5, С.8-9].   

 Попытки ухода в силу необходимости отказа  от сложивщейся традиционной  системы управления через инструкции, положения, ГОСО, рабочие учебные планы присущие линейной системе обучения и т.д., привели профессорско-преподавательский состав к сталкиванию с ними в условиях реализации других целей и задач в кредитной системе обучения и формирования  новой системы обучения ведущей к интеграции с мировым образовательным пространством. При этом основными достоинствами кредитной системы обучения выступают а) выработка у обучающихся способности к самообразованию и саморазвитию; б) привитие студентам навыков и потребности к самостоятельному творческому  овладению знаниями.

           Таким образом новое образование, то есть кредитная система обучения должна научить студента классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного  к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Главное здесь, это субъективный опыт преподавателя, то есть его личная деятельность и ее влияние на сознание, причем в широком  историческом аспекте. По мнению Эриха Фрома, развитие будет определяться «… не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет» [ 5, С.8-9].   

            Здесь своевременно напомнить мнение известного психолога, профессора В.В.Давыдова, что обучение, «… надо рассматривать как форму, а развитие личности студента – как содержание которое  в ней реализуется» [ 6].   

При этом по мнению ученых Т.В.Габай и др., сущность обучения состоит, прежде всего, в  «…создании условий для выполнения учения а субъект деятельности учения, то есть студент должен не только знать о том, какие преимущества  ему может обеспечить овладение желаемыми знаниями и умениями, он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности, то есть к началу и периодически в процессе деятельности учения реально воспроизводить в своем сознании образы подобных преимуществ» [ 7, С.23 ]. 

          Рассматривая содержание субъектного  опыта учителя в изложении педагога И.Малова, мы сформулировали следующие  причины сложившихся стереотипов у преподавателя высшей школы: а) недоучет преподавателем субъектного опыта студента, связанного с освоением им учебного предмета, недостаточным  овладением внешними  практическими действиями и деятельностями на уровне навыков, умений, прогнозным анализом, мысленным экспериментированием, абстрактным мышлением; б) информационное обучение, что не сформировало у преподавателя опыта  ориентации обучения студента лично на себя, то есть, любой вид обучения  всегда сводится к умению студентом оперировать научными понятиями, уточнять их и находить между ними связи и отношения; в) характер имеющихся у преподавателя предметных знаний (информаций), отражающих результат, а не процесс  их усвоения; г) отсутствие опыта многовариантного методического творчества.

          Отсюда возможно, во-первых, есть стремление профессорско-преподавательского состава  «плыть по течению линейной системы» опираясь на известные принципы и методы при этом самое главное освобождаясь от давления индивидуальной ответственности. Тогда как, кредитная система обучения выступая новым педагогическим средством проявляется в: а) в технологическом аспекте, связанным со спецификой его использования; б) личностном, влияя на проявление индивидуальных качеств(профессиональная готовность, коммуникабельность, эмоциональность, обаяние) влияющие на эффективность усвоения содержания образования. Во-вторых, можно предположить, что существует проблема кадров –  как средство удовлетворения потребностей и соответствия стандартам образования вуза, или, как удержать лучших преподавателей в вузе и убедить их выполнять ту работу, которую они делают лучше всего. Возможно, преподаватели  высшей школы, чья работа требует огромного напряжения и полной отдачи сил,  блуждают в лабиринте теорий, различных образовательных технологий, в том числе и технологии кредитной системы обучения, которые столь же противоречивы, сколь  и разнообразны, то есть складывающиеся образовательные системы не выполняют своей функции – формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

Анализ, реализации передового педагогического опыта, результатов научно- педагогических исследований существующих в образовательной практике, относительно понимания активного освоения накопленных культурных ценностей  объективно могущих  превратить высшую школу в институт воспроизводства современных кадров приводит к мысли, что они  частично совершенствуют  профессионально-педагогическую культуры, а известный профессор И.Ф.Исаев вообще конкретен,  отмечая, что «… в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, как фактора формирования личности специалиста, недооценкой преобразований в содержании и результатах учебно-познавательной деятельности  студента… » [ 8, С. 3].

В качестве дополнения, можно отметить, прав профессор С.А.Архангельский, отмечая, что «…учебный процесс высшей школы, как известно, не может ограничиваться только суждениями, основанными на непосредственном восприятии, он требует их связи с логическими и другими  доказательными формами организации мышления. Необходимым  условием самостоятельного  глубокого мышления является обращение к доказательному и индуктивному умозаключениям, к использованию алгоритмов и эвристик» [ 9].

          Если такое резюме, рассмотреть в контексте содержательной реализации кредитной системы обучения в высшей школе РК за прошедшие 10 лет, то можно предположить, что такое мнение имеет вполне объективное объяснение, субъективный фактор в кредитной системе  связан прежде всего, с личностью преподавателя.

В 1998 году ЮНЕСКО принят проект  «Философия образования ХХ1 века». В основу новой философии образования были положены следующие основные принципы: гуманитарный подход к образованию и замена традиционного понимания педагогического процесса как усвоения определенной суммы знаний новаторским подходом, когда педагогика должна вступать в качестве творческого акта способствующего становлению человека личностью [ 1, С. 9].

Становление и содержательное  развитие  вообще высшей школы, и в частности университетов в РК, их было на начало 90-х годов всего 2, которые имели длительный эволюционный путь социально-педагогического, общественного развития. В период создания частных вузов, они и большинство государственных профильных институтов были переименованы университетами, хотя по материально-технической базе, опыту работы  профессорско-преподавательского состава в университете не соответствовали, ведь для 90 % субъектов  новых  формирований то есть, университетов, фактически были неизвестны специфические  взаимосвязи и отношения в классических университетах или как это трактует Болонская декларация и кредитная система обучения, не до конца осознавалась огромная роль сложившейся культуры и образования, личностно- творческой, исследовательской самореализации  преподавателя и студента в рамках университета. При этом для нас важно  социальное движение субъектов образования где происходит не только количественные накопления но и   качественные изменения, а это и есть не что иное, как развитие, переход от старого к новому, таким образом мы должны отказаться от  формальной цели.

         Нелишне вспомнить и мнение  о развитии высшей школы профессора А.М.Шелехова, которое несомненно влияет и на развитие высшей школы Казахстана «… полезно вспомнить, что университеты в России создавались по европейскому образцу и многие традиции европейского образования перешли в Россию… американская культура беднее; успехами в образовании США обязаны прежде всего своей уникальной политической системе, тому замечательному сочетанию свободы и демократии, которое сделало Америку тем, чем она сейчас является» [ , С. 9].

         Подчеркивая исключительно важную роль образования в современном мире, известный профессор Б.Саймон проводит следующую обоснованную мысль: «… в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как образовательный, а образование – в качестве способа  формирования человека внутри общества» [ 2, С. 7].

          Вместе с тем по мнению профессора Е.Е.Буровой, «… в современной казахстанской научно-методической и образовательной практике в последнее десятилетие актуализировались вопросы о методологической обеспеченности инноваций. Этот процесс связан с реально развернувшимся пересмотром мировоззренческих и методологических параметров социогуманитарной деятельности, ибо в складывающейся ситуации утрачиваются прежние каноны воспроизводства знания, меняются стилевые особенности классической дидактики. Привнесенные существенные изменения связаны с расширением исследовательского поля, выбором основополагающих теорий, переориентацией методического арсенала, реструктуризацией знания, как в науке, так и в учебных дисциплинах» [ 11, С.52].

         Основная идея Болонской декларации – создание единого стандарта европейской системы образования, основанного на опыте старейших университетов Европы, с целью наиболее полного распространения знаний и подготовки специалистов для европейского рынка труда. Кроме того, для самих университетов создаются условия, при которых они могут «решительнее (чем в прошлом) конкурировать за студентов, влияние, престиж и деньги во всемирном соперничестве университетов»[3, С.15].

         Мы считаем, что главной задачей эффективной  реализации кредитной системы обучения  внесение  в учебно-познавательную  деятельность таких изменений, которые обеспечивают  активность студента по усвоению новых знаний и овладению способами их добывания; учебная  деятельность представляет  единство трех звеньев(понимание учебной задачи, выполнение активных учебных действий, а также действий самоконтроля и самооценки студентов). Если мы признаем, вышеизложенное как открытый, честный характер образования, то он под силу только нравственно высокому преподавателю. Прав видимо профессор И. Смирнов, заметивший, что «… кто, если не он – носитель истины и поборник добра – должен первым стряхнуть с себя умственную дремоту. И, сбросив идеологические путы, понять, что  лучше  для человека и общества: традиционное охранение «старого, доброго, вечного» или мучительно трудный поиск правды? » [ 12, С. 3-7].

          Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества   а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности  [ 13 С. 351, 345, 19, 303]. Анализируя сложное и емкое понятие как  кредитная система обучения в РК, процессы с его становлением и развитием,  нельзя сказать, что линейная система обучения в РК  не имела характер абсолютного упадка, она обладала рядом известных достоинств. Заслуживает мнение известных российских ученых В.Е.Шукшунова, В.Ф.Взятышева, Л.И.Романковой и др., о состоянии образования в РФ, что, «… суть мирового кризиса видится прежде всего в ориентации сложившейся  системы образования (так называемое поддерживающее обучение) в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее» [ 5, С. 10-11].

         Различие в уровне обучения по мнению профессора М.И. Махмутова, связано с «…содержанием усваиваемых понятий и способов деятельности преподавателя и студента, а также зависит от сочетания слова и практического действия» [ 14].

Поскольку речь идет об усвоении новых понятий, то кредитная система обучения вполне может выступить новым средством  -  более эффективным, чем существующая линейная система обучения, ибо его использование позволяет получить более высокие результаты обучения и учения оптимальным путем, то есть при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени.

         Видимо вполне имеет основание вышеизложенная мысль о реализации кредитной системы обучения, исходя из позиции доктора юридических наук Г.Лупарева отмечающего, что «… несколько лет ее практического применения в Казахстане показали, что наши «новаторы», оставив содержание и характер прежнего образовательного процесса в неприкосновенности, втиснули его в узкую чужую форму» [ 15].

         К примеру, целью университетского образования в рамках Болонской декларации не является вовсе накопление информации как таковой. В университете  речь идет о продуцировании и трансляции знаний, то есть тех смыслов, которые могут возникнуть только  при условии систематически и, следовательно, философски  организованной информации, что обозначает взаимное тяготение знаний друг к другу в которых  существует и философский, мировоззренческий смысл, тесно связанный с самоцельностью познания. При этом  не сама полезность – главный стимул научного познания, а стремление к знанию ради самого знания. 

          Поскольку в данном исследовании, проблема формулирования актуальности реализации на научно-теоретической  основе кредитной системы обучения в высшей школе не требует отлагательства, то есть наступил тот предел, когда самотек этого процесса становится нормой и его надо остановить, мы решили, во –первых,  вернуться   назад и изучить ряд научных статей  с международных семинаров представляющих на наш взгляд определенный интерес, во-вторых, в исследовательском процессе существует незыблемый принцип от практики к действительности;  в третьих, высшая школа и ее образовательная, научно-исследовательская деятельность особенно подвержены воздействию возрастающей конкурентной борьбы и на  наднациональном уровне процесс ее интернационализации  проявляется в разработке общей стратегии и принципов развития высшего образования, в сближении  критериев  образования.

          На этом этапе  субъектами образования на каждом уровне должно быть определена и сформулирована суть реализации кредитной системы обучения, обеспечение активизации  профессорско-преподавательского состава и концентрация усилий для решения первоочередных организационных задач. Это необходимо для того, чтобы преодолеть стереотип, когда большинство профессорско-преподавательского состава  концентрируют свое внимание на повседневной деятельности применительно  к своей деятельности.  По мере освоения функциональной деятельности с реализацией кредитной системы обучения профессорско-преподавательский состав выявляет содержание «узких мест» на каждой стадии, на основе которой возможно определить программу деятельности, которая способна привести к желаемым результатам.

          Кроме того, к месту сказать, что для открытого характера образования нам крайне важна полная доступность изучения любых взглядов и оценок, идущих к нам в процессе интеграции образовательных систем.

Видимо смена парадигм образования должна пройти  через определенные этапы, которые предполагают: этап осознания  цели при смене системы образования; б) консолидации профессорско-преподавательского состава, а в принципе и всей высшей школы на процессы изменения;  в) трансформации общества и, наконец его интеграции  на новой основе.

        По мнению, профессора И,Ф.Исаева, известно, что, «…под влиянием объективных факторов окружающей среды независимо от желания и воли  человека возникают потребности [ 8, С. 3].  Между субъектом и объективными условиями потенциально заложен противоречивый характер отношений, объясняемый как уровнем развития субъекта, так и условиями его жизнедеятельности. 

        Преподаватель, воздействуя на окружающую образовательную среду при реализации кредитной системы обучения,  и разрешая объективно сложившиеся противоречия между целями и задачами линейной и кредитной системы обучения, соотносит свои потребности с запросами и нуждами  образовательной практики, то имеет ввиду установки и идеи кредитной системы обучения, рассматривает их по отношению к принятым  нормам и правилам к примеру линейной системы обучения.

          При таком разрешении противоречий обеспечивается самодвижение  и саморазвитие образовательной практики к примеру педагогического процесса как результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем и самого преподавателя с его относительной автономностью, независимостью от окружающей образовательной среды.

          В педагогической практике совокупность педагогических ценностей кредитной системы обучения как нормы в высшей школе, регламентирует профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как  познавательно-действующая система, определяющая отношения между  сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятельности  в условиях линейной системы обучения. При таком понимании казалось бы, что по мере изменения условий социально-педагогической деятельности в высшей школе, решения задач в рамках определенных положений, инструкций и приказов должны изменятся, переоцениваться и педагогические ценности  в среде профессорско-преподавательского состава и должны быть ощутимые и явные результаты реализации кредитной системы обучения которые могут быть объяснены с научных позиций и нарастать ее ценностные ориентации.

(Продолжение следует)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Титович С.П., Алферов Ю.С. Управление школой в федеративном государстве.- М.: АПП ЦИТП, 1992

2.Саймон Б. Общество и образование. – М.: «Прогресс», 1989

  1. Хасанов М.Ш. Философия образования и ее мировоззренческие аспекты // Материалы к лекциям и практическим занятиям Летнего университета. – Алматы, 2002. – 8-21 июля.

4.Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХХ1 века.- М.: Логос, 1992.- С.23-30

5.Педагогика и психология  высшей школы: Учеб.пособие.- Ростов-на-Дону, 2002.- 543с.

6.Философско-психологичекские проблемы развития образования. Под ред  В.В. Давыдова.- М.: «ИНТОР», 1994

7.Габай Т.В. Педагогическая психология. – М: Изд. Центр «Академия», 2003. – С.23

8.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.- М.: АСАDЕМА, 2002

9.Архангельский С.А. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: «Высшая школа», 1980.- 362с.

  1. Шелехов А.М. нельзя лечить нашу систему образования по американским рецептам. / Сб.Цели образования и право на образование. Материалы семинаров / Под ред. А.В. Гладкого. - М.: МИРОС, 1993. – С.24-25
  2. Бурова Е.Е. Модель социогуманитарной подготовки в высшем учебном заведении: Необходимость трансформаций // Материалы к лекциям и практическим занятиям Летнего университета. – Алматы, 2002. – 8-21 июля.

12.Смирнов И. Высокая нравственная миссия современного учителя. Жур. Лучшие страницы педагогической прессы.- М.: «Сентябрь», 2004.- № 1 – С. 3-7

13.Маркс К, Энгельс Ф. Сочинение, т.3. -   С. 351, 345, 19, 303],.

14.Махмутов М.И. Проблемное обучение.-  М.: «Педагогика», 1975 

15.Лупарев Г. Кредитизмом по образованию / Общественная  позиция, № 14. – 7 апреля 2010 г.

 

Абишева Д.Н., Абишев Н.А.

 

Реализация кредитной     системы обучения

в высшей школе: технология, педагогическая ценность, культура

(продолжение)

 

Характеризуя  системы обучения различной природы предлагаемые для реализации в образовательной практике, видимо необходимо обратить внимание на  компонентный состав изучаемого объекта, то есть кредитную систему обучения, ибо от набора функциональных компонентов (ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно- временной; диагностико-результативный), их свойств и связей зависит  качество и параметры искомой системы образования в рамках Болонского процесса. Таким образом, возникает необходимость формирования совершенно  нового эталона качества подготовки бакалавров, удовлетворяющего современным требованиям целей системы образования, базирующейся на функционально-деятельностной основе, поскольку в соответствии с этим подходом любое  свойство личности формируется и проявляется только в деятельности.               

Проводя некоторый экскурс в историю, мы далеки от мысли, кого или что-то критиковать при этом, наша задача заключается в том, чтобы найти хотя бы элементы подтверждающие положительное движение к реализации кредитной системы обучения,  целью которого является подготовка и воспитание  профессионально мобильных и конкурентноспособных специалистов. Такой подход дал бы возможность разрешить тезис, что качественного образования в высшей школе не происходит, потому- что не осуществлена переориентация с учебного предмета на личность студента. А пока, переход на кредитную систему обучения на наш взгляд не стал  еще личным смыслом профессорско-преподавательского состава, мерилом всех изменений и достижений  в образовании.

 

Приводя нижеследующие  примеры, мы не хотим сказать, что соглашаемся с ними, это так, как заявляют авторы, но они заслуживают того,чтобы их отметить. Так, в мае 2010 года профессор Жумагулов Б.Т. говоря о Болонском процессе отмечает, «…  в нашем университете (КазНУ им.аль-Фараби) полностью внедрена кредитная технология, ставшая залогом академической  свободы обучающихся, которая в свою очередь приводит к более эффективной подготовке необходимых рынку труда специалистов … кредитная технология представляет собой инструмент обеспечения высокого качества образования »  [ 16, С. 14].  Вместе с тем, в двух этих утверждениях на наш взгляд профессор до конца не разводит на данном отрезке своей статьи и четко не выделяет такие понятия как  « кредитная система обучения» и «кредитная технология  обучения». Такой подход в высшей школе имеет массовый характер в среде преподавателей и студентов, больше того, не признается эффективность кредитной технологии обучения. А ведь, основными задачами любой  технологии в том числе и кредитной являются: а) формирование у субъекта умения  самостоятельно  видеть и формулировать учебно-познавательную проблему;  б)  обоснование субъектом своих осуществление сбора данных по той или иной проблеме, их анализ, выработка методики их обработки; г) способность увидеть проблему кредитной системы в целом, все аспекты и этапы ее решения. А пока у многих преподавателей и студентов, магистрантов вместо вышеизложенного масса иллюзорных целей, еженедельных, рубежных оценок, защита дипломных и диссертационных работ, совершенно непонятных рейтинговых оценок «преподаватель глазами студента» и т.д. Сегодня в образовательной практике по мнению ученых и практиков   должен формироваться новый тип отношения к себе, во –первых, это умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели. Здесь закладывается основа для становления преподавателя (студента) как субъекта своей мотивационной сферы; во-вторых, новый тип отношения к другомусоциальная активность. Социальной  активностью будем называть все виды активного отношения субъектов к учению, деятельности как к общению, к взаимодействию к сотрудничеству.

Мы считаем, что понятие «кредитная система обучения»  в данном случае более широкое, имеет системообразующий характер, ведь она пришла на смену существующей «линейной системе обучения», вступила с ней в противоборство и сотрудничество со своим понятийным аппаратом с которого кстати начинается любая наука, целями и задачами организации учебного процесса, учебно-познавательной деятельности студентов, магистрантов, комплексом  противоречий,  которые игнорируются и не только не находят своего разрешения,  но и не имеют положительную тенденцию к этому. 

Современный информационный компонент в профессиональной деятельности субъекта образовательной деятельности по решению любой педагогической задачи представляет собой  совокупностьустановок, ценностей, знаний, умений, руководствуясь которыми он определяет цели своей работы, осуществляет диагностику уровня и состояния проектируемого объекта; отбирает содержание и педагогические технологии, адекватные планируемому результату  качество результата.

     И далее, естественно, если рассматривать кредитную технологию  как инструмент обеспечения высокого качества образования в высшей школе, видимо ее апробация должна была носить поисковый, исследовательский характер в определенном пространстве и во времени с целью выработки научно-практических рекомендаций для дальнейшей реализации в образовательной практике  РК,  в этом лидерство классического университета в среде массовых университетов было бы объяснимым. Как скажем, в свое время принципиально  и оптимистично заверил педагогическое сообщество  в то время руководитель «президентского» университета А.Саринжипов, что «.. в течение  50 лет, названный университет  мы надеемся, станет национальным вузом международного уровня» [17]. Естественно такие заявления в высшей школе по мнению А.Н.Леонтьева,  не могут быть разрешены без  методологии, без теоретических ориентиров, а конкретные эмпирические исследования,  неизбежно остаются  «близорукими» …   исследователь должен сознательно выбрать ту или иную позицию и последовательно реализовать ее в конкретных действиях [ 18].  Кроме того, надо учитывать мнение профессора Г.Б.Скок, что «.. образование инерционно сильно связано с традициями и не  нуждается в революционной ломке»  [ 19, С.23]. 

Кроме этого профессор Б.Т.Жумагулов в своем выступлении поддерживает негативную практику все время подвергающуюся критике, то есть речь идет о насаждении всевозможных инициатив в образовании сверху без учета мнения университета и отмечает, что, «… в нашем государстве руководством страны определена четкая позиция по вопросам развития высшего образования – достижение высоких европейских стандартов. Все условия для комплексной модернизации системы образования в рамках Болонского процесса созданы. Теперь очередь за вузами, которые должны неустанно реализовывать  все инициативы государства на местах» [ 16, С. 13].  В этом блоке, следует видимо нам уточнить взаимоотношения и взаимосвязи таких используемых понятий, как «развитие высшего образования», «модернизация системы образования», которые предлагаются для реализации всего  как инициатива государства а вузы должны ее неустанно реализовывать.

В плане вышеизложенного, представляет интерес рассмотреть  еще один  типичный взгляд другого профессора Е. М.Арына, отмечающего, что «… перед учеными и организаторами высшей школы была поставлена четкая задача приближения казахстанского высшего образования к мировым стандартам … чтобы казахстанское образование и наука  наконец-то начали позиционироваться на переднем крае мировой науки. И далее профессор Е.М.Арын четко понимает и прав, отмечая, это стратегически важная задача, решение которой, надо признать, сложнейшей и многоэтапный процесс…  » [ 20, С. 29].  На наш взгляд, естественно стратегическим является смена  в высшей школе РК системы обучения, а все остальное приводимое автором  ниже является производным от нее.

Далее, профессор Е.М. Арын, вполне убедительно и однозначно заявляет, что «… реформирование учебных программ должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных траекторий. Профессорско-преподавательский состав в тесном сотрудничестве со студентами и представителями работодателей должен продолжать работу по формулированию результатов обучения и международных ориентиров для различных предметных областей… стратегия реформирования с опорой на развитие определенных  личностных  качеств, а не только на объем получаемых знаний и узкопрофильных умений, представляется крайне перспективной… ориентация на формирование личности, умеющей прагматично   оценивать не только окружающий мир, но и свою профессиональную и социальную роль в этом мире с учетом общественного развития…» [ 20, С. 34-35].

Однако, какие условия или факторы социально или педагогического характера могут повлиять на разрешение вышеотмеченных направлений в учебно-познавательной деятельности студента и обучающей преподавателя сегодня автором не приводятся, но одно понятно, что вузы сталкиваются со следующими  внутренними противоречиями,  в самой сущности учебного процесса, наличием в нем противоположных сторон и тенденций ( линейная и не линейная система обучения; анализ и синтез вытекающий из целей и задач разных систем обучения, разного понятийного аппарата; индукция и дедукция и т.д.).

Движущей силой деятельности преподавателя направленной на формирование нового взгляда на студента является противоречие между  выдвигаемыми ходом обучения учебно-познавательными задачами и имеющимися у него умениями, навыками и знаниями присущими для реализации кредитной системы обучения.

Таким образом  объективные и субъективные факторы  прямо влияют на эффективную реализацию кредитной системы обучения в высшей школе, которая выражается в несодержательном выполнении ее требований  стоящих в ее целях и задачах по формированию личности субъектов и их профессиональной подготовки.

Интересное мнение о цели образования выражает профессор А.В.Гладкий, «… в образовании тоже произошла утрата целей. Прежде считалось, что главная цель образования облагородить личность и приобщить  ее к духовному наследию предков. Теперь на образование смотрят с точки зрения общества как на отрасль промышленности, продукция которой – квалифицированная рабочая сила, а с точки  зрения отдельного человека или семьи – как на способ вложения капитала, который должен в будущем приносить доход» [21, С. 6].

 

В свою очередь, изменения в характере  подготовки и переподготовки специалистов должны проявляться в: а) массовом характере образования и его непрерывность как новое качество; б) значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; в) ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; г) адаптация образовательного  процесса к запросам и потребностям личности; д) ориентация обучения на личность студента, обеспечение возможностей его самораскрытия.

     В этой связи очень глубоким и актуальным представляется для нас понимание известного французского социолога Э Дюргейма сути и механизма реализации изменений в высшей школе, что, «с одной стороны очевидно, что преобразование общества требуют соответствующих преобразовании  в национальном образовании…» [22, С. 9]. Преобразования в учебно-познавательной деятельности студента может производить только профессорско-преподавательский состав высшей школы, понимающий и принимающий  цели и задачи кредитной системы обучения. Именно в этом плане резонно видимо ставить  вопрос  о развитии педагогической культуры преподавателя, как одном из необходимых условий   внесения изменений в деятельность высшей школы.

Рассматривая образование как социальный институт по передаче опыта от одного поколения к другому, Э. Дюргейм постоянно подчеркивает не только саму социальную обусловленность этого института, но фиксирует внимание на тех ценностно-целевых и содержательных различиях, которые характерны для той или иной культуры и исторической эпохи, различиях в тех требованиях общества, которое оно предъявляет к системе образования – воспитание  обусловлено историческим характером. Именно из подобного типа анализа, по его мнению, можно понять и проследить генезис становления целей образования. [22 , С. 5].

Формирование и развитие «социального Я» тесно связывается у Дюргейма с развитием высших потребностей, природа которых социальна.

Процесс социализации для преподавателя высшей школы включает освоение культуры человеческих отношений и общественного, педагогического опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. Значит, мы должны учитывать  степень активности и уровень квалификации  профессорско-преподавательского состава в процессе социализации, однако ведущей позицией при этом остается мнение Президента РК Н.А.Назарбаева считающего, что «...знания и профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если они не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности».

      В этом плане целесообразно привести в качестве примера, мнения профессора Аканова А.А. и др., что основное направление развития образования в медицинском университете видится  в «… формировании  новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении… наиболее перспективной моделью обеспечения гарантий качества в высшем образовании  является аккредитация… демографическая  и медицинская статистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день назрела необходимость подготовки специалиста, имеющего качественно новую фундаментальную и общепрофессиональную подготовку, ориентированного на достижение высоких конечных результатов… »   [23 , С. 18-19].

Выделенные аспекты  для развития вышей школы актуальны и требуют своего разъяснения и выработки определенного суждения.

Во-первых, если профессор Б.Т. Жумагулов, убедительно и правильно определяет, что кредитная технология представляет собой инструмент обеспечения высокого качества образования, то мнение группы ученых во главе с Акановым А.А. не убедительно, утверждая,  что это можно сделать за счет нового системного подхода в обучении. Но ведь в педагогике испокон веков известно, что системный подход будь он старый или новый (методологический принцип) как компонент  решает и тогда и сейчас следующие взаимосвязанные задачи в обучении, исследовании - а) осознание системы деятельности при разных целях и задачах линейной и кредитной систем обучения, ведущей к заданному результату; б) выбор критериев для анализа(измерения) полученного результата, к примеру уровень знаний, умений и навыков или уровень сформированности личностных качеств и т.д.; в) выделение факторов, случайно влияющих на искомый  результат, в условиях противоборства и сотрудничества линейной и кредитной систем обучения допустимы ситуации разрешения различных противоречий; г) коррекция созданной системы деятельности в пределах кредитной системы обучения, нужна для проявления  философских законов  «отрицания  отрицания» характеризующих направленность, тенденцию  развития системы обучения, «причины и следствия» выражающих закон  взаимосвязи  линейной и кредитной системы обучения, которое порождает  другое или вызывает  в линейной системе определенные изменения .

Во-вторых, рассматривать аккредитацию (процедура) как наиболее перспективную модель обеспечения гарантий качества в высшем образовании  возможно не так этично.

Отталкиваться в обеспечений гарантий качества в высшем образовании    на наш взгляд необходимо с существующей и используемой управленческой практики в вузе или модели, кстати она может выступать естественным объектом (представляющий вещественный агрегат или знаковую систему, то есть имеет цели и задачи, содержание, методы, этапы, формы). Постановка системы образования определяет общий культурный уровень общества и уровень развития науки; то и другое имеет  к примеру для медицины не меньшее и даже большее значение, чем профессиональные знания и навыки сегодняшних и завтрашних работников. Надо учесть, что  влияние этих факторов – не непосредственное, сказывается оно только через годы, его невозможно заранее вычислить и измерить, невозможно даже предугадать, в чем и как оно скажется. Кроме того, даже в чисто профессиональном отношении лучшими работниками очень часто оказываются не те, кто получил в высшей школе хорошую подготовку непосредственно профессиональной деятельности, а те кто вынес оттуда широкий кругозор и разносторонние знания.

Поскольку авторы предполагают, что существующая практика или модель обеспечения качества в высшем образовании не выполняет в полном объеме или эффективно данную работу, разработка ее модели на наш взгляд должна базироваться на существующей практике и выступает искусственной или находится в некотором объективном  соответствии с существующей практикой, то есть дополняет и способна его замещать на определенных этапах познания, дающая в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию  о самом качестве высшего образования.

В-третьих, мнение, что демографическая  и медицинская статистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день назрела необходимость подготовки специалиста, имеющего качественно новую фундаментальную и общепрофессиональную подготовку, ориентированного на достижение высоких конечных результатов, сама по себе  абстрактная, представляет просто лозунг. На наш взгляд надо решать общепринятую на национальном уровне задачу интеграции высшей школы РК в мировую образовательную систему предполагающую ее признаваемость, узнаваемость остальным мировым сообществом и транспарентность, то есть  прозрачность и внедрение кредитной системы обучения  было принято для преодоления присущих ей  негативных явлений,  отличающаяся от традиционной системы обучения идеологией и методикой обучения  со своим понятийный аппаратом. В этом поиске при выработке стратегической линии, во-первых, лучше чем президент США Томас Джефферсон не пожелаешь «… в цивилизованном мире, если народ хочет быть одновременно невежественным и свободным, он хочет того, чего никогда не было и не будет». Во-вторых, профессор Института образования США  Е. Адлер, высоко оценивая русскую гуманитарную традицию, недоумевает: «Интеграция России в мировую образовательную систему может быть целесообразной только в том случае, если эта система хороша. Если вы открыли, что она действительно хороша, … то покажите, пожалуйста, на чем основано ваше открытие…» [24, С. 100-101]. Такое требование известного профессора относительно внедрения кредитной системы обучения в полной мере относится и к казахстанской высшей школе.

Вместе  с тем следует учитывать и мнение российского профессора Е.И.Артамонова, что, «… механический перенос заимствованного на Западе педагогического опыта, как передового, не всегда бывает благо. Так, утверждение индивидуалистической доминанты в нашей стране привело к разобщенности и в среде педагогов, разрушению ценностно-смыслового каркаса(традиции, идеалы, идеи). В работах Н.Д.Никандрова, Б.Т.Лихачева, Е.П.Белозерцева и др. идет теоретический поиск концептуальной идеи для современного состояния российской системы образования…» [5, С. 76].

     Таким образом, отвечая за успешность проектирования подготовки специалиста, имеющего качественно новую фундаментальную и общепрофессиональную подготовку в процессе реализации кредитной системы обучения в высшей школе, согласно менеджмента управления должностные лица должны быть самыми заинтересованными лицами в построении эффективного учебно-воспитательного процесса, а преподаватели  в учебно-познавательной деятельности студентов, магистрантов. Однако,  формирующийся практический опыт за прошедшие годы  реализации кредитной системы обучения показывает, что названные субъекты в высшей школе не всегда умело реализуют свои субъектные полномочия по причине отсутствия теоретических знаний и практических умений, недостаточной развитости способностей системно мыслить и действовать.

Возможно, образ профессионально-педагогических, исследовательских действий профессорско-преподавательского состава направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения внутри самой высшей школы, так и в отношениях с другими субъектами системы образования.

Становится понятным, что качество образования нельзя повысить сугубо административными мерами. В нем решающую роль играют преподаватели и студенты. Сегодня именно пренебрежение преподавателями для многих вузов – главная причина снижения качества образования. Настало видимо время, реально учитывать негативное влияние на школьников, повседневной неустанной подготовки в общеобразовательных школах к ЕНТ в ущерб системной учебно-воспитательной работе, что ведет к таким противоречиям при поступлении в высшую школу: а) между уровнем и содержанием школьными знаниями и новыми для студентов фактами полученными в профессионально направленной учебной деятельности, не способствующих становлению компетенций. К примеру, качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо  сформированы уже ко времени поступления в вуз; б) между пониманием  проблем научной важности профессиональной подготовки и отсутствием теоретической базы для ее решения; в) между многообразием концепций и технологий и отсутствием надежной теории для объяснения данных фактов; г) между большим количеством фактических данных в учебно-воспитательной деятельности студентов и отсутствием метода их обработки и анализа  и выявления реальных результатов. К примеру, студенты должны осознавать необходимость и развивать в себе такие качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу  и др.

При правильной постановке данного вопроса  можно предположить, что должностные лица должны увидеть и понять специфические черты реализуемой кредитной системы обучения, хотя бы на базе определенного эталона, определить уровень  развития профессорско-преподавательского состава  и вуза в целом, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем  постараться избрать оптимальные формы и способы, которые можно было бы шлифовать  в рамках программ академической мобильности  в международном сотрудничестве.   

Вполне уместно в данной ситуации  привести мнение профессора А.К. Кусаинова, что для повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров  необходимо, «... научно обосновать переход к кредитной системе образования с учетом особенностей нашей страны... разработать теорию развития высшей школы Казахстана... повысить статус профессорско-преподавательского состава» [26, С. 3-17]. Немного косвенно к данному вопросу, но нельзя не привести  гениальную мысль профессора В.И.Слободчикова, относительно представления теоретических знаний… «… мне кажется, проблема теоретического знания и того, как его вводить в учебник, не является главной. Главное – ответить на вопрос, как должна быть устроена система  высшего профессионального образования » [27, С. 11]. Сложившаяся проблемная ситуация на наш взгляд имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения, когда субъекты образования, столкнувшись с проблемой, точно знают, что именно ему неизвестно.

На наш взгляд, можно было бы предположить и внедрение шкалирования качества реализации кредитной системы обучения. Иными словами, повышение качества реализации кредитной системы обучения должно быть заложено в систему его оценки. При этом естественно самая большая трудность оценки качества реализации кредитной системы обучения на любом этапе состоит в динамизме успешности внедрения, изменчивости оценки во времени, а многие результаты реализации и становления кредитной системы обучения возможно определить только через какое-то время.

Поиск ответа на эти вопросы, мы находим в основополагающих  идеях профессора С.А.Архангельского, что дидактика должна решать большое количество важных теоретических проблем, что «...во-первых, необходимо твердо установить цели и задачи обучения; во-вторых, дидактика должна анализировать процесс обучения в его общем протекании и открыть закономерности этого процесса; в -третьих, исходя из уже изученных закономерностей, она должна обосновать принципы и правила обучения и для  преподавателя  и для студентов;  в-четвертых, необходимо определить содержание обучения. Оно включает отбор научного материала, который студент должен усвоить и различные практические навыки, которые он должен  иметь по окончании высшей школы; в- пятых, дидактика должна дать основополагающие суждения об организационных формах обучения, так как  обучение означает прежде всего организацию учебной деятельности  студента;  в- шестых, дидактика должна знакомить преподавателей с методами обучения; в -седьмых, к проблемам дидактики относится вопрос: какие материальные средства может использовать преподаватель для разрешения задач обучения» [9].

Таким образом, проведенный анализ и синтез реализации кредитной системы обучения и ряд дополнительных вопросов в некоторых университетах на наш взгляд  внесут вклад в имеющуюся теоретическую подготовку преподавателя будет способствовать  практическому осмыслению и реализованы в реальной педагогической деятельности. Вместе с тем, можно предположить, что  видимо педагогическая деятельность в ряде случаев может носить и репродуктивный характер  в среде преподавателей, поскольку они будут сориентированы, скорее, на восприятие информации, чем на ее осмысление и рефлексию.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жумагулов Б.Т. Болонский процесс: Опыт внедрения в КАЗНУ имени аль-Фараби // Материалы Международ. семинара «Академическая мобильность в контексте Болонского процесса». - Талдыкорган, 13-15 мая 2010г.- С. 13-18

17.Расов С. Дорогой университет имени  Дорого Назарбаева / Газета Общественная позиция, № 14. - 7 апреля 2010

  1. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1972. - №9

19.Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев.- М.: Рос.пед.агентство, 1998

20.Арын Е.М. Академическая мобильность: Опыт и перспективы развития // Материалы Международ. семинара «Академическая мобильность в контексте Болонского процесса». - Талдыкорган, 13-15 мая 2010г.- С. 29- 35.

21.Цели образования и право на образование. Материалы семинаров / Под ред. А.В.  Гладкого. - М.: МИРОС, 1993

22.Дюргейм Э.  Социология образования. – М., 1996

23.Аканов А.А. и др.  Современные возможности международной аккредитации медицинских образовательных программ // Материалы Междунар. обучающего семинара «Международная аккредитация: Проблемы  и перспективы», Талдыкорган, 2011.

24.Современные тенденции развития естественнонаучного образования: Фундаментальное университетское образование. – М.:Изд. Московского университета, 2010. – С.15].

25.Кусаинов А.К. Состояние и задачи педагогической науки Казахстана. Жур. Вестник академии пед. наук.- Алматы, 2008.- № 1. – С. 3-17

26.Слободчиков В.И. Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей. Жур. Педагогика, 2004. - № 8.  – С. 11

27.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: «Прометей», 1993

Поделиться новостью