Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова
12 май 2015
1055
0

РЕАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА

УДК  378.1

 

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД  ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

 

Мальтекбасов М.Ж., д.п.н., профессор, проректор по ОРССВ

Калжанова Г.К., к.ф.-м.н., доцент, начальник учебно-методического отдела

 Кожашева Г.О., к.п.н.,доцент, заведующая кафедрой Математики и МПМ

Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова

Жетписбаева З.Г.

Школа-гимназия имени Ш.Уалиханова Ескельдинского района

 

 

Резюме. Жұмыс берушілердің талаптарын ескере отырып мамандарды даярлаудағы құзыреттілік моделі негізіндегі модульдік білім беру бағдарламаларының құрылымы мен мазмұны қарастырылған. Математика мамандығы бойынша оқу жоспарларын құруының модульдік принциптері берілген.   Модульдік білім беру бағдарламаларының басымдықтары көрсетілген.

Резюме. В статье рассматриваются структура и содержание модульных образовательных программ, разработанных на основе компетентностной модели подготовки специалистов с учетом требований работодателей. Даны принципы модульного построения учебных планов на примере специальности Математика. Показано преимущество модульных образовательных программ.

Abstract. This article describes the structure and content of modular educational programs, developed on the competency-based models of training specialists in accordance with employers’ demand. There are given principles of modular curricula formation on Mathematics specialty.  The advantages of modular programs are shown in the article.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, докторантура, учебный план, модульно-компетентностный подход, модульная образовательная программа, модуль, учебная дисциплина, требования работодателей.

 

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., поставлены задачи улучшения взаимосвязи с рынком труда; повышение  компетенций выпускников; обновления содержания, методологий и соответствующей среды обучения [1]. Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям специалистов. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.  Речь идет о дополнительных требованиях к работникам, связанных с общими для всех профессий компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как способность к «командной» работе, сотрудничеству, к налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д. Таким образом, для эффективной профессиональной и личностной самореализации выпускнику требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности.

Новые требования, в свою очередь, приводят к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, при этом снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Система профессионального образования должна следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента необходимыми профессиональными, социальными, коммуникативными и другими компетенциями, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ.  

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании-  модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения. Целью модульно-компетентностного подхода является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой.

Модульный подход отличается от традиционного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение знаний, умений и навыков в рамках формирования компетенций, обеспечивающих выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Разработка и реализация модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей, что обеспечивает качество подготовки последних.

Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова разработал и реализовывает модульные образовательные программы, основанные на компетенциях. Модульная образовательная программа представляет собой комплект документов, отражающий цели, задачи, содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Первый опыт по формированию модульных программ связан с международной аккредитацией образовательных программ 5В010900- Математика, 5В011000-Физика, 5В011100-Информатика, 5В070300-Информационные системы, 6М011100-Информатика и 6М010900-Математика. В 2009-2010 годах в ходе прохождения специализированной аккредитации университетом на основе изучения опыта германских вузов был успешно апробирован механизм перезачета кредитов по типу ECTS и модуляризации рабочих учебных планов бакалавриата и магистратуры. Приобретенный опыт по формированию модульных образовательных программ способствовал дальнейшему применению для структурирования специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры университета. 

В настоящее время разработка модульных программ проводится на принципах, изложенных в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения [2]. В процессе работы по формированию модульных образовательных программ  были изучены потребности рынка труда и обучающихся, требования работодателей, определена структура образовательной программы, сформулированы совместно с работодателями общие и профессиональные компетенции выпускников специальностей с учетом Дублинских дескрипторов.

В ходе разработки содержания модульных программ определен перечень учебных модулей, включаемых в модульную образовательную программу, оценен вклад каждой дисциплины, определен объем кредитов по каждому модулю и по каждой дисциплине. Разработке содержания модулей предшествовало планирование ожидаемых результатов обучения. Результаты обучения сформулированы как по всей программе, так и по каждому модулю и отдельной дисциплине. Также были определены методы обучения и методы оценки достижения результатов обучения. Модули разделены на три вида: общие модули, модули специальности и дополнительные модули.

По модульному принципу формируются как сами образовательные программы, так и учебные планы и учебные дисциплины. В качестве примера приведем модульное построение учебного плана специальности Математика. По специальности «Математика» реализуется подготовка в рамках одной модульной образовательной программы по уровням подготовки (бакалавриат, магистратура).

В общие модули входят 3 модуля: Обществознание, Экологическое образование и Основы социально-гуманитарных знаний. Эти модули включают дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин и формируют общие компетенции.

Специальные компетенции формируются модулями специальности,  представленными 16 модулями. Эти модули сформированы из базовых и профилирующих дисциплин. Модули на основе содержательного единства дисциплин построены по «горизонтальной» или по «вертикальной» схеме. В «горизонтальном» модуле все компоненты вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат. Например, в модуль «Дидактика 2» включены два компонента по выбору, один из которых представлен дисциплинами «История и методология математики» и «Математическое наследие аль-Фараби». Другой компонент предлагает по выбору такие дисциплины, как «Методические основы решения математических задач», «Методические основы обучения решению олимпиадных задач» ,  «Организация обучения математике в малокомплектной школе» и «Организация обучения математике при инклюзивном образовании».

В «вертикальный» модуль включены последовательно изучаемые дисциплины, нацеленные на достижение определенного образовательного результата. К примеру, модуль «Элементарная математика» состоит из обязательного компонента «Элементарная математика» и компонента по выбору 2.1, представленного элективными дисциплинами, включенными по рекомендации работодателей: «Решение логических задач по математике», «Решение олимпиадных задач по математике», «Решение текстовых задач».

Освоение компетенций должно происходить постоянно и закрепляться в период производственной практики. В зависимости от взаимосвязи и единства целей с учебными дисциплинами для формирования практических навыков и умений различные виды профессиональных практик включены в разные модули. Следует особо подчеркнуть важность при модульно-компетентностном подходе тщательного планирования и организации производственной практики, чтобы она на самом деле была связана с целями и задачами обучения. Для этого необходимы тесные рабочие контакты с работодателями. Основными работодателями специальности выступают ведущие организации образования города и области, такие как Назарбаев интелектуальная школа г.Талдыкорган, специализированный лицей «Экономика и бизнес» № 24 имени М.Арына для одаренных детей с обучением на трех языках, коммунальное государственное учреждение «Средняя школа-гимназия имени Ш.Уалиханова с дошкольным мини центром акимата Ескельдинского района» с. Карабулак Ескельдинского района Алматинской области.

В дополнительные модули включены 4 модуля, направленные на формирование дополнительных компетенций: «Информационные технологии», «Языковой модуль», «Иностранный язык» и «Физическая культура». Эти модули формируют ключевые компетенции, которыми должны владеть выпускники образовательной программы в области государственного языка, в области иностранных языков, в работе с современной техникой.

Учебные планы магистратуры и докторантуры построены по модульному принципу с учетом преемственности программ. Причем, для трех уровней образования модульная образовательная программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом различий компетенции.

К примеру, на уровне специальности  5В010900-Математика изучается модуль «Дидактика 1» с обязательной дисциплиной «Методика преподавания математики» и элективной дисциплиной «Практикум по решению математических задач». В магистратуре по логической взаимосвязи изучается модуль «Дидактика высшей школы», включающий два компонента по выбору с элективными дисциплинами: компонент по выбору 2.3 с дисциплинами «Роль технологии нейро-лингвистического программирования в подготовке будущих учителей» и «Совершенствование подготовки будущего учителя путем технологического проектирования учебного процесса», компонент по выбору 2.4 с дисциплинами «Интерактивные методы обучения математике»,                                                      «Использование уровневой дифференциации в обучении математике» и «Методика преподавания математических дисциплин в ВУЗе».

Модульные программы согласовываются с работодателями, для этого на факультетах созданы Советы работодателей. Модульные образовательные программы, основанные на компетенциях, позволяют обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту. Тем самым, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентном уровне, модульные программы дают возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей, строить индивидуальную траекторию обучения студентов в соответствии с заявками конкретного работодателя.

Таким образом, учебное заведение обеспечивает необходимые условия подготовки обучающихся к трудовой деятельности, способствует росту доверия социальных партнеров, формирует производственную культуру, создает стандартные, объективные, независимые условия оценки качества, освоения программ обучения через призму реальных потребностей рынка труда.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2010 года.
  2. 2. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом № 198 от 2 июня 2014 года.
Поделиться новостью