Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова
3 октябрь 2012
319
0

Казахстан и ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

 

Минусы и плюсывступления Казахстана в ВТО

 

Вступление в ВТО несет с собой как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это открывает предприятиям стран-членов доступ к более дешевым импортным комплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам. Но, с другой стороны, несмотря на то, что экономика в целом выигрывает, отдельные отрасли могут пострадать.

Что ожидает Казахстан после его вступления во Всемирную торговую организацию? Ряд независимых экспертов считает, что страну ожидают массовые потрясения. Представители малого и среднего бизнеса обанкротятся, не выдержав конкуренции с иностранным производителем, который практически свободно, без высоких таможенных пошлин, выйдет на казахстанский рынок. Кроме того, вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным продуктам, с которыми местные производители конкурировать смогут нескоро. Скорее - сельское хозяйство в стране перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни сельчан и зависимости страны от импортного продовольствия. Аналитики, воспитанные в рамках советской школы, полагают, что ставить крест на малом и среднем бизнесе, а также сельском хозяйстве более чем опасно для экономики любой страны.

Потребители, казалось бы, должны будут радостно приветствовать поступление импортного товара, так как цены резко снизятся, ассортимент существенно расширится. Однако вряд ли население сможет насладиться всем этим великолепием: товары будут доступны только тем, кто в новых условиях сможет заработать деньги. А сегодня около четверти населения Казахстана работает в малом и среднем бизнесе, и после вступления страны в ВТО, как показывает практика других государств, многие из них попросту разорятся. Выжившим предпринимателям придется осваивать новые технологии, что, в свою очередь, может повлечь за собой массовые увольнения.

По мнению ведущих экономистов Казахстана, уже сейчас, еще не вступив в ВТО, нужно продумать специальные программы по перераспределению потенциально высвобождающейся рабочей силы, и взвешенно подойти к процессу переговоров, чтобы установить достаточно высокие тарифы на продукты, нуждающиеся в защите от экспансии зарубежного производителя. Если эти меры не будут приняты, то всплеска массовых акций протеста не избежать, считают аналитики.

За примерами далеко ходить не надо. Взять южного соседа - Киргизию. Несмотря на то, что киргизы вступили в ВТО в 1998 году, особого экономического роста в стране не произошло. Более того, по сравнению с 1998 годом объем торговли Киргизии с третьими странами снизился: в 1999 году — на 10,6 процентов, в 2000-м — на 5,9 процентов. По данным Национального статистического комитета Киргизии, объем промышленной продукции Киргизии в первом полугодии 2003 года упал на 9 процентов по отношению к 2004 году. В начале 2005 года полностью простаивали 203 промышленных предприятия, или 33 процента от их общего числа. Объем инвестиций в строительство снизился на 17,8 процентов.

Возможно, с вступлением Казахстана в ВТО антидемпинговые санкции приостановят ввоз недоброкачественной китайской продукции. Но это одна сторона медали. Вторая заключается в том, что многочисленные челночники и ряд мелких предприятий, специализирующихся на торговле китайскими товарами, обанкротятся и пополнят армию нищих и безработных. А нищета, как известно, порождает революцию.

Учитывают ли эти особенности казахстанские чиновники, ведя переговоры со странами Евросоюза? Исходя из того, что «минусы» вступления в ВТО не страшны крупным казахстанским предприятиям, основной процент акций которых принадлежит людям, приближенным к семье президента, мелким отечественным предпринимателям вряд ли придется рассчитывать на поддержку правительства. Кроме того, есть версия, что вступление Казахстана в ВТО — один из политических шагов президента страны к заветной цели — председательствованию в ОБСЕ. Очевидно, что перспективы Казахстана занять это пост будут напрямую зависеть от результатов сотрудничества со странами Евросоюза. В этом, а также в перспективах вступления в ВТО и кроется та самая тщательно замаскированная конкретика переговоров.

Основные положительные моменты вступления Казахстана в ВТО будут заключаться в следующем:

Во-первых, помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.

Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.

В-третьих, от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

В-четвертых, для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

 

ВЫВОД: Если сделать конкретный анализ экономических последствия членства  Казахстана в ВТО, наша страна может преодолеть препятсвия и тем же добиться экономической так и социологической усточивости. Вступив  в ВТО  Казахстан выйдет из ряд развивающихся стран в более развитых и возможно, таким образом Казахстан найдет свою нишу в мировом хозяйстве.

 

 

Практик преподаватель Оралова С.Ш

Ведущий игры Цой Сергей

Участвовали группы 2 и 1 курса: МР, ФР, УР, ГР 211, 35 человек

 

Поделиться новостью

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.